В поисках реки Голедянки
любительский исследовательский сайт

. : [ HOME ] [ О РЕКЕ ] [ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ] [ КАРТЫ ] [ РАЗНОЕ ] [ ГОСТЕВАЯ ] [ ФОРУМ ] [ ССЫЛКИ ] [ КАРТА САЙТА ] : .

УСАДЬБЫ НА ВОСТОКЕ СТОЛИЦЫ

. : [ ПЕХРА-ЯКОВЛЕВСКОЕ ] [ ГОРЕНКИ ] [ НОВЫЙ МИЛЕТ ] [ ТРОИЦКОЕ-КАЙНАРДЖИ ] [ НИКОЛЬСКОЕ ] [ ПОЛТЕВО ] [ НИКОЛЬСКОЕ-ТРУБЕЦКОЕ ] [ ЧИЖОВО ] : .
. : [ ПЕХРА-ПОКРОВСКОЕ ] [ ГЛИНКИ ]  : .
 

Уважаемые читатели,

Меня вновь заинтересовала новая тема! На сей раз основой для исследования стали подмосковные усадьбы, расположенные недалеко от места моего жительства. Постепенно я буду рассказывать Вам о них, дополняя уже имеющиеся материалы новыми. Для начала предлагаю Вам ознакомиться с весьма интересными статьями "Архитектура Подмосковья" и "Подмосковная усадьба". Приятного и полезного Вам чтения.

 

АРХИТЕКТУРА ПОДМОСКОВЬЯ

Основные принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры — архитектура Древней Руси. Русская культура, несмотря на свои отчетливые особенности, не была замкнута. В создании удивительного своеобразия древнерусской архитектуры участвовали, кроме греков-византийцев, мастера из Болгарии и Сербии, Италии и Германии, Чехии и Польши, позже Франции, Англии, Швейцарии. И все равно архитектура Древней Руси — уникальное, яркое выражение национального духа. Если каменное зодчество возникло на Руси в основном с появлением новой веры после Х в., то деревянная архитектура пришла из глубокой древности и всегда была основной формой гражданского и храмового строительства. Русские не любили жить в каменных постройках, рубленные из стволов деревьев (сосна, ель, лиственница) клети, соединенные с необыкновенным разнообразием и изобретательностью, были жилищем для всех слоев общества. Принципы деревянной архитектуры, в свою очередь, отражались в каменном зодчестве. Основная проблема всякого строительства — это устройство перекрытия. На Руси утвердилась система прочных, сводчатых, купольных перекрытий, почти неприменяемая в Египте и Древней Греции, но очень развитая на Востоке и в Древнем Риме. Стесанные немного под углом камни, выкладываемые по дугам или сужающимися кольцами, позволяют перекрыть значительные площади, но огромные нагрузки от распора свода требуют значительной толщины слоя стен. Эта строительная система и определила облик древнерусских каменных храмов. Огромная тяжесть барабана с куполом, символизирующих для молящихся в храме небо, "горние выси", требовала обычно внутренних подпорных столбов, хотя есть и небольшие бесстолпные храмы, где вся нагрузка распределялась на стены. Существовали и другие системы перекрытий: например, шатровые, заимствованные из деревянной архитектуры, где суживающиеся кверху грани как бы опирались друг на друга; или ярусные, где каждый последующий ярус ставился на скошенные углы предыдущего. Самые ранние храмы Московии возведены вскоре после Куликовской битвы 1380 г. — как символ морального освобождения от золотоордынского ига. Это, например, собор Успения на Городке в Звенигороде (1399 г.), там же располо­жен чуть более поздний собор в Саввино-Сторожевском монастыре. Затем сле­дует Троицкий в Троице-Сергиевой лавре. Кроме того, в фундаментах некото­рых церквей можно найти кладку тех времен. Все эти сооружения связаны с де­ятельностью замечательного устроителя духовной и нравственной жизни Рос­сии святого преподобного Сергия Радонежского. Можно еще назвать, видимо, более ранний, уникальный по архитектуре, бесстолпный храм в селе Каменском. Церковные постройки этого периода и более поздние в основном продолжают традиции владимиро-суздальского зодчества. Окна в древности делались очень узкими и высокими, "бойничными",— ведь храмы были последними убежищами, своего рода цитаделями городов и крепостей. Церковные главы первоначально были "шлемовидные", а с XVII в. появились "луковичные" главы, символизирующие пламя свечи. Храмы всегда ориентированы по сторонам света, с востока строились, как правило, полукруглые алтарные апсиды — помещения, где располагается алтарь. С трех других сторон входы, обычно украшенные порталами, главный вход — западный, располагается напротив алтаря. Древнейшие храмы Владимиро-Суздальской Руси, а затем и Московии строились из белого известняка, основные его залежи были рядом с Москвой в селе Мячкове. Этот прочный, но мягкий камень широко употреблялся и для наружных резных украшений. К храму часто примыкают приделы, посвященные какому-либо иному святому или празднику, чем сам храм. Иногда церкви окружали открытые галереи — "гульбища", впоследствии их часто перекрывали. Так случилось, что основные стилистические изменения в архитектуре приходились на рубежи веков, и нетрудно научиться распознавать время сооружения того или иного памятника. Правда, это осложняется тем, что мало храмов дошло до нас в первозданном виде: со временем они обрастали приделами, перестраивались из-за ветхости или в зависимости от изменения архитектурной моды и вкусов владельцев. Чтобы расширить площадь, обычно с запада пристраива­лось новое низкое помещение, так называемая трапезная. Кроме того, растесы­вались окна, чтобы дать больше света, пристраивались или переделывались ко­локольни. Некоторые храмы перестраивались столько раз, что и опытный спе­циалист с трудом разберется в нагромождении разновременных стилей. Попробуем дать хронологические рамки архитектурных стилей, бытующих в Подмосковье. Изящные, легкие, обычно белокаменные и одноглавые храмы конца XIV—XV в. в XVI столетии сменяются массивными монументальными, чаще пятиглавыми и кирпичными, из крупного "большемерного" кирпича храмами. Однако в середине XVII в. по велению патриарха Никона шатровые храмы были запрещены. Окна по-прежнему узкие, оформление скупое — настоящие храмы-крепости. Но от этого времени уцелело не так много. В XVII столетии нарастает желание обогатить, украсить, расцветить храмы. Все шире применяется соединение красно-коричневой кирпичной кладки с богатым узорочьем из белого резного камня: наличниками окон, фигурными колонками, пояс­ками, гребнями. Уже с начала XVII в. появляются отдельно стоящие колокольни (прежде были звонницы — столбы с перекладинами или арками для колоколов), которые почти не сохранились. Замечательно красив тип обычно небольших усадебных храмов, не имеющих внутренних подпорных столбов, тяжесть главы и барабана распределялась на стены через суживающуюся кверху систему арок, так называемых кокошников. Во второй половине XVII столетия все более насыщенным и богатым становится декоративное убранство церквей, все богаче фантазия зодчих, совершенней и изысканней работа мастеров: строителей, резчиков, художников. Начинается эпоха, называемая "русским барокко". Применительно к Москве и Подмосковью часто употребляется термин "московское барокко". Это стилевое направление зародилось в конце XVII в. и в провинции протянулось до середины XVIII в., и даже позже видны его следы. В основе этого направления лежит обращение к западноевропейской культуре и идущее от деревянного зодчества стремление к узорочью и богатству архитектурного убранства. Храмы этого стиля, по сво­ей конструкции представляющие "восьмерик на четверике", часто встретятся вам в Подмосковье, хотя редко без утрат и переделок. И наконец, апофеоз древнерусской архитектуры, высший взлет фантазии зодчих — ярусные, башнеобразные храмы, "под звоном" или "под колоколы", когда колокола располагаются в верхнем или предпоследнем ярусе храма. Стиль центрических храмов с лепестковыми в плане притворами носит название "нарышкинское барокко".

Рубеж XVII-XVIII вв. тоже был началом нового этапа в русской архитектуре. И не только потому, что это был пик каменного церковного строительства. В 1699 г. жестокий пожар уничтожил большую часть Москвы, и Петр I издал указ о запрещении строительства на месте пожарищ деревянных домов. Эта мера вызвала расцвет каменного гражданского строительства. С опозданием, но все же это затронуло и Подмосковье. С реформами Петра I, с приходом в Россию европейских форм культуры стал меняться и облик национальной храмовой архитектуры, хотя старые архитектурные традиции еще долго удерживались, особенно в провинции, русская архитектура европеизируется, создавая новые, только России присущие формы и идеи. А с середины XVIII в. в архи­тектуре Подмосковья начинает распространяться новый стиль— классицизм. Пришло новое время, "просвещенный век", а с ними декларируемый Екатериной II строгий, рациональный, регламентированный стиль, основанный на античных образцах. В архитектуре Подмосковья множество прекрасных примеров этого стиля как в храмовой, так и в городской и усадебной архитектуре. Почти все архитекторы того времени были увлечены идеями Палладио. Создатели роскошных дворцовых ансамблей и строители маленьких сельских усадеб — все стремились к торжественной гармонии архитектурных форм и пространства. Тогда же, как антитеза холодноватому и слишком торжественному классицизму, развился романтический причудливый стиль, апеллирующий к европейско­му рыцарскому средневековью, именуемый обычно "псевдоготикой". Он до сих пор вызывает много споров, иногда в нем видят воплощение масонских идеалов, но скорее всего в нем выражалось желание сделать свой быт среди природы бо­лее романтичным, построить свой "рыцарский замок". Псевдоготика оставила следы и в храмовой архитектуре. Много удивительных построек этого направле­ния разбросано по Подмосковью.

Поздний период классицизма носит обычно название "ампир". Бытуют понятия "провинциальный ампир", "сельский ампир", обозначающие часто наивные, не­много неловкие реминисценции этого стиля вдали от столиц. Но именно ампирные постройки способствовали созданию того бесконечно милого, трогательного, уютного образа "помещичьей России", полного гармонии с окружающей природой. Еще на закате эпохи классицизма был и "поздний", "николаевский ампир". С уходом этого стиля кончалась и эпоха усадебной, дворянской России. Аристократия разорялась, зарождался капитализм, усадьбы переходили в руки купцов и промышленников. На смену ампиру в архитектуре пришел эклектичный стиль, "русский модерн", "неоклассика", "византинизм" и даже стиль тюдор. Немало интересных, оригинальных, выполненных на высоком уровне архитектурных сооружений было выстроено в конце прошлого столетия, но много было безжалостно перестроено и даже снесено. В наших путешествиях мы будем обращать внимание на постройки разных времен, эпох и стилей. Теперь расскажем о внутреннем убранстве русского православного храма. Глав­ная его часть — алтарь, располагающийся в восточной части храма и в алтарных апсидах. Там находятся престол и горнее место. Алтарь отделен от храма иконостасом. Он развился из древней низкой каменной преграды, которая сменилась высоким, так называемым тябловым иконостасом, с рядами полок, где стоят иконы. В центре его Царские врата, через них во время богослужения проходит священник, сбоку еще две двери: слева в дьяконник, справа в ризницу, где хранится все необходимое для службы. На створках Царских врат изображены четыре евангелиста, над ними — Благовещение, слева архангел, справа Богоматерь. Еще выше — Тайная вечеря. Иконы в иконостасе расположены по рядам — "чинам". Нижний чин называется местным, вторая справа от Царских врат икона изображает то, чему посвящен храм. Второй ряд — "праздничный", здесь обычно помещены небольшие иконы, изображающие определенные эпизоды из жизни Христа и Богоматери, отмечаемые в православии как праздники. Третий чин — главный — называется "деисусным", в центре которого большая икона "Спас в Силах", изображающая Иисуса Христа на небесном троне, слева — молящая Его за всех людей Богоматерь, справа — Иоанн Предтеча, Креститель Христа. Выше расположен святительский чин, где изображаются древние святые отцы церкви, распространявшие и утверждавшие Христову веру, в древних епископских облачениях со свитками в руках. В центре этого ряда Богоматерь с Младенцем. Верхний, пятый ряд—"праотеческий", там помещены ветхозаветные пророки, причисленные церковью к лику святых. Здесь в центре — Троица Новозаветная. Таких древних тябловых иконостасов, почти сплошь заставленных иконами, сохранилось очень мало, и размеры церквей не всегда позволяли устроить такой полный иконостас. Барочные иконостасы XVIII в. с пышной декоративной позолоченной резьбой и классицистические строгие, белые с позолотой, тоже часто уменьшали перечисленный набор икон. Перед иконостасом находится возвышение — амвон, а перед ним в киотах — главные чтимые иконы храма, иногда чудотворные. Строгим законам подчинялась и роспись стен храма. В главном куполе — Спас Нерукотворный, а на барабане апостолы. На столбах обычно изобража­лись святые воины. На западной стене в старину помещалось сложное изоб­ражение Страшного Суда, так что молящиеся, повернувшись к выходу, могли видеть те кары, которые ждут грешников. Теперь сохранившиеся западные стены храмов встретишь редко, вместо них — широкие проемы, ведущие в трапезные, обычно пристроенные позже. Стены храма, как правило, расписаны сплошь, ярусами, подчас изображения как бы переходят друг в друга. Здесь могут быть евангельские или библейские ветхозаветные сюжеты, а также сюжеты, связанные с тем, чему посвящена церковь, изображения Страстей Господних, Богородичный цикл, картины из Ветхого и Нового Завета. Вы встретите немало храмов, где все или почти все внутреннее убранство погибло, некоторые недавно вернули верующим. Практически везде силами верующих заделаны щели, убран мусор, застелены полы, вставлены рамы со стеклами, со­оружен простейший фанерный иконостас, на нем приклеены печатные репродукции икон или несколько случайных образов, принесенных прихожанами. Всегда в храмах перед иконами стоят подсвечники, где можно поставить свечу, испросив помощи у Богоматери или того святого, который изображен на иконе. Обязательно присутствует в храме и "Голгофа" — резное изображение Христа на кресте, здесь можно поставить свечу за упокой. А в центре храма, у алтаря, на аналое лежит икона, к которой можно, перекрестившись, приложиться.

ЛЕ ПТИ ФЮТЕ

"ВЫХОДНЫЕ В ПОДМОСКОВЬЕ"

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ПОДМОСКОВНАЯ УСАДЬБА

 

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь,

Где поздно вечером с лягушками

Перекликаться любит выпь.

Вот дом старинный и некрашеный,

В нем словно плавает туман,

 В нем залы гулкие украшены

Изображением пейзан.

 

Н.Гумилев. "Старина"

 

 

Издревле на Руси служилые люди наделялись землями с крестьянами для "кормления" — это заменяло жалованье. Эти наделы назывались имениями, вотчинами, поместьями, они переходили по наследству, давались в приданое, иногда снова отбирались в казну и передавались другим. История вотчинного и поместного землевладения на Руси сложна и неоднозначна. Усадьба - это господский дом со службами, садом, огородом, парком. Со временем в русской усадьбе сложился особый мир, полный очарования и маленьких тайн. Самые теплые воспоминания великих деятелей русской культуры связаны не столько с парадными бальными залами Москвы или Петербурга, сколько со старинными усадебными домами. Этот удивительный пласт культуры был в последнее время незаслуженно забыт. А ведь именно в усадьбах шла подлинная жизнь, лишенная дешевой рисовки, картинной помпезности и лицемерия, но при этом с определенным кокетством и маленькими интригами. В усадьбах договаривались о браках, решали финансовые вопросы и пускали себе пулю в лоб. В тиши усадебных парков решались и государственные дела, видные дипломаты и политики гостили друг у друга и за бокалом вина неспешно беседовали о судьбах России. Усадьбы всегда были культурными оазисами русской провинции, усадебная культура, рассеянная по всей Российской Империи, вносила множество новшеств в жизнь общества.

 

ПЕРВЫЕ УСАДЬБЫ

 

История подмосковной усадьбы уходит корнями в достаточно далекие времена. В современной исторической науке широко используются термины "крестьянская усадьба", "усадьба ремесленника", "монастырская усадьба" и т.д. Однако городские усадьбы раннего периода не имеют практически ничего общего с усадебными комплексами XVIII-XIX вв., о которых пойдет речь в данном путеводителе. Своеобразной предусадьбой можно назвать пригородные имения XVI столетия, которые давались в кормление и имели небольшое хозяйство. В том же XVI в. начинается возведение каменных усадебных храмов в вотчинах и поместьях — первый шаг на пути к украшению усадебных ансамблей. Одновременно с началом строительства храмов из массы хозяйственных комплексов выделяются своеобразные усадьбы-резиденции — великокняжеские (позднее царские) подмосковные вотчины. Наиболее показательна в этом плане вотчинная усадьба Коломенское. В начале XVIII в., с развитием светской культуры, сложился общий архитектурно-художественный облик русской усадьбы. К середине века появился ряд значительных усадебных комплексов, таких, как, например, Вороново. Ко второй половине XVIII в. усадьба окончательно утратила утилитарный характер и превратилась в полноценный художественно-культурный комплекс. Годы расцвета подмосковной усадьбы приходятся на конец XVIII — начало XIX в. Просветительские традиции этого периода принесли в общество идею о создании прекрасного и счастливого мира, она нашла отражение и в усадебном искусстве.

 

СТРУКТУРА УСАДЬБЫ

 

Центром любого усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея от проезжей дороги. Иногда аллея украшалась торжественными въездными арками (Архангельское, Гребнево). Усадебный дом нередко завершался бельведером (Никольское-Гагарино, Валуево) или куполом (Пехра-Яковлевское). Многие дома напоминали музеи своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера (как, например, Остафьево или Кусково), многие — безвкусные собрания раритетов. Но усадьба — это не только непосредственно барский дом, это целая инфраструктура, заботливо созданная для уютной и комфортной жизни. Непременным атрибутом усадьбы был конный двор или конюшня. Даже если хозяева были равнодушны к охоте, им были необходимы лошади, чтобы добираться до города или соседей, кроме конного двора был и каретный сарай. В усадебный комплекс входил и ряд хозяйственных построек — мельницы, мастерские, дом управляющего, контора, водонапорная башня. В некоторых усадьбах существовало здание театра (Ольгово, Гребнево, Пехра-Яковлевское). Особой гордостью хозяина был парк, в организации паркового пространства владелец усадьбы всегда следовал моде. Некоторые предпочитали регулярные французские парки, другие — пейзажные английские, есть усадьбы, в которых регулярные парки сочетаются с пейзажными. Люди побогаче тратили большие суммы на уход и содержание парков. Строились беседки, прокладывались тенистые и открытые аллеи. Владельцы организовывали и небольшие "мануфактурные затеи", как, например, ткацкая мануфактура в Ольгове или суконные заводы в Остафьеве. Непременным атрибутом любой значительной усадьбы была церковь, оформлению которой придавалось особое значение. Нередко на территории усадьбы располагался и домик для местного священника. Часто древние церкви перестраивались согласно вкусам времени, подновлялись и дополнялись новыми объектами, менялось внешнее и внутреннее убранство. Усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с прекрасной охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделялось особое место в усадебном хозяйстве, хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. Вспомните описания охотничьего снаряжения, например, у И.С.Тургенева. У каждого помещика была своя маленькая гордость— первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде. Именно на материале усадебной жизни были созданы многие шедевры русской литературы: "Отцы и дети" И.С.Тургенева, "Обломов" И.А.Гончарова, "Война и мир" Л.Н.Толстого и другие произведения. Усадьбы вдохновляли поэтов, художни­ков, музыкантов...

 

УПАДОК УСАДЕБНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В первые годы советской власти многие усадьбы подверглись разграблению, начался массовый вывоз художественных ценностей, кое-что осело в музеях, многое ушло за границу, попало в руки властям. Однако, попав в различные центральные и местные музеи, элементы усадебной культуры, оторванные от своих корней, уже не так трогают посетителей. В последнее время все большее внимание уделяется усадьбе, создано Общество изучения русской усадьбы, восстанавливаются наиболее значимые и интересные поместья. Однако большинство усадеб все еще находится в запустении. Это издание познакомит вас с лучшими образцами усадебной культуры Подмосковья. И мы надеемся, что благодаря нашему путеводителю вы сможете хоть немного почувствовать аромат той, ушедшей от нас жизни.

 

ЛЕ ПТИ ФЮТЕ

"ВЫХОДНЫЕ В ПОДМОСКОВЬЕ"

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

 

|Design  by Lesebuecher 2002| Last modified: 28.10.02 23:42|

Сайт управляется системой uCoz