В поисках реки Голедянки
любительский исследовательский сайт

. : [ HOME ] [ О РЕКЕ ] [ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ] [ КАРТЫ ] [ РАЗНОЕ ] [ ДАЧА ] [ ГОСТЕВАЯ ] [ ФОРУМ ] [ ССЫЛКИ ] [ КАРТА САЙТА ]  : .

ЧТО ИЗВЕСТНО О НИКОЛО-БЕРЛЮКОВСКОЙ ПУСТЫНИ

 
Много раз, совершая поездки на дачу по Чкаловскому шоссе, я проезжал по узенькому мосту, перекинутому через реку Воря. И всякий раз обращал внимание на возвышающуюся над лесом многоярусную колокольню, расположившуюся на высоком берегу той самой реки. Что это за церковь такая, задавался я вопросом. Человеческая память достаточно хитрая штука, и поэтому я снова вспоминал об этом только когда опять оказывался возле моста. Но в один прекрасный момент я вспомнил о мучавшем меня вопросе, когда сидел за компьютером. То, что мне удалось узнать, я предлагаю вашему вниманию...
 
 

СЛОВО КРАЕВЕДАМ ИЗ ИНТЕРНЕТА

А.В.Ефремов

Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. По словам духовного писателя XIX века Ивана Шевелкина, "во всей губернии не найти такого приволья"1. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Позднее это место освятилось молитвами иноков...
Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню, куда поместил икону святителя. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь - духовная власть спешила восстановить утраченные в Смуту святыни.
После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732 - 1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.
Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.
2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая - в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну - на Елоховской улице в Москве.
При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный - во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат - иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, - Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.
По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита).
В 1829 году в обители обрели икону "Лобзание Христа Спасителя Иудою", вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: "В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его - и обнаружили икону"2. По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.
Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829 - 1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года.
В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.
В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: "Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг"3.
Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного "Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле" и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников.
Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев. Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: "Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее <...>, обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством".
Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году - 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена - Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.
В 1895 году по проекту зодчего А.С.Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание "Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни", составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же - автор популярной книги "Православные монастыри Российской империи" и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).
После 1917 года Николо-Берлюковский монастырь превратился в пристанище скорби - здесь разместилась психиатрическая лечебница. Обитель во второй раз была закрыта.
В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти... Но мы верим, что он рано или поздно засияет над возрожденной обителью.


1. Шевелкин И. Поездка в Берлюковскую пустынь // Душеполезное чтение. 1864. № 12. С. 260.
2. Московский журнал. 1993. № 12. С. 12.
3. Записки архимандрита Пимена. М., 1873. С. 146.

     

 
Авдотьино - то место, где расположен монастырь
 

Воря - название реки скорее всего относится к финно-угорскому географическому термину вор - "гора", "лес" (по Е.М. Поспелову). Название относится примерно ко II-I тысячелетию до н.э.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СЛОВО ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ ИЗ ИНТЕРНЕТА

Церковь в селе Воскресенское
Николо-Берлюковская пустынь
Храм Христа Спасителя Николо-Берлюковской пустыни

Село Воскресенское и Берлюковская пустынь

В начале XVII века в дворцовой Черноголовской волости в селе Воскресенском на реке Жмучке стояли две деревянные церкви. На их месте в 1706 году была построена новая деревянная Покровская церковь, на освящении которой присутствовал царь Петр I (по местным преданиям царь родился в этом селе, неоднократно бывал здесь в детстве и однажды даже заблудился в окрестных лесах).

Ныне существующая каменная церковь Покрова Божьей Матери была построена на средства местных прихожан в 1833 году. Здесь находится, перенесенная из Николо-Берлюковской пустыни, чудотворная икона "Лобзание Христа Иудою".

От села Воскресенское видна колокольня Николаевской Берлюковской пустыни, основанной в 1606 году. На протяжении всей своей истории этот монастырь неоднократно закрывался и снова восстанавливался. То его монахи обвинялись в разбое, то в ереси, то в заговоре против правительства. А в 1769 г. Берлюковская пустынь была упразднена по скудости средств. Правда через десять лет ее вновь восстановили как заштатный монастырь (существующий на собственные средства). Благодаря помощи окрестных дворян, а затем и купцов в монастыре были построены несколько каменных храмов и колокольня.

В 1920 годах монастырь был снова закрыт. В настоящее время в зданиях Берлюковской пустыни размещается психоневрологический интернат.

Фото Н. Дрожжиной и Н. Луговской.

Проезд: от Щелковского вокзала на автобусе № 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км - до Воскресенского.

 

СЛОВО ИСКАТЕЛЯМ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ИЗ ИНТЕРНЕТА

Пещера Берлюка (в 18в от Загорска)

Московским комсомолец, 3.07.70.

И.Кафаров (краевед)


В крутом cклоне обрывистого берега р.Вори у д.Авдотьино чернеет небольшой лаз. Фонари выхватывают из тьмы изъеденный временем свод, вглубь уходит прямая галерея. Стены ее выложены кирпичом. В двух местах полукруглые арки обозначают боковые ответвления. Свод необычайно странен - не носит следов обработки. Будто бы в естественной пещере облицевали кирпичам стены, в конце хода, справа, несколько небольших гротов. Видны следы обвалов. В результате обследования установлено, что это естественная пещера образовалась в песчаниках и является единственной в своем роде в Московской области. В настоящее время пещера сильно разрушена. Пласт песчаника, в котором она находится, неоднороден по плотности. Протяженность пещеры 40 метров. Неподалеку находится сохранившийся до наших дней комплекс бывшего Берлюковского монастыря.

ГКС Москва 1967г. Источники: "Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни", составленный иеромонахом Нилом в 1875 году и опрос местных жителей:

В 40 верстах северо-восточное Москвы и в 18в от Загорска, на возвышенном и живописном левом берегу р.Вори, впадающей в Клязьму, находится Берлюковская пустынь.

Предание: старец Варлаам пришел сюда около 1606г., и с ним две Старицы -Евдокия и Ульяна, все они пришли из Успенского Пречистенского девичего монастыря после разорения оного поляками. Местность по берегам Вори была в то время дика и малонаселена. Кроме них пришли и другие сестры приверженицы Евдокии (игуменьи) и Ульяны (казначея). Варлаам соорудил деревянную часовню, поставил в нее принесенную старицами древнюю икону Святителя Николая. В первые годы воцарения Михаила был выстроен вместо часовни каменный храм. Место погребения старца неизвестно. Потом появился некто Берлюк, беглый мужик, и стал промышлять разбоем. Одно из его преступлений было раскрыто, и Берлюк был схвачен и отправлен в Москву. Какой-то мальчик-торговец, то ли блинник, то ли калачник сумел приобрести его расположение, и пообещав устроить побег, узнал о сокровищах зарытых в пещере. Молодой человек с братьями, прикинувшись сборщиками лечебник трав, пришли к пещере, ночью выкопали клад и исчезли. Бежать Берлюку не удалось. Второпях кладоискатели обронили множество мелких денег, на утро найденных поселянами.

Пустынь то хирела, то расцветала, но особенного оживления там не наступало. Кроме того, одно время монахи монастыря страдали ересью (в нач. XVIIIв.).

Старец Макарий, овдовев, был отпущен на волю из крепостных и в 1828 году поступил в Берлюковскую пустынь. В 1829 году был пострижен с именем Афанасий, а в 1841 году принял схиму и был назван своим прежним именем - Макарий. В часы, свободные от богослужений, копал пещеру в горе. Почва была железистая, твердая. Землю выносил на руках, не имея необходимого на то орудия. Внутри пещеры он вырыл колодец. Во время настоятельства о.Иосифа (1869-1865) пещерные ходы были расширены и наверху выстроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи, весьма сырая, давящая пещеры, и по сырости и отдаленности от монастыря остающаяся без службы. Старец схимонах Макарий скончался 1 апреля 1847 года.

Далее следует текст автора исторической справки из ГКС.

Кроме предание о Берлюке В.Пронюком получены сведения у старожилов о том, что около трансформаторной будки была еще одна пещера, которая уходила под монастырь и имела протяженность 40-50 метров, далее ходов по было. Били ли они завалены или не существовали совсем - неизвестно. Эта пещера была завалена лет 8-1О назад. (Возможно, что это и есть остатки бывшего хода из бани к Западной башне)

На месте котлована рядом со входом в пещеру находилось одноэтажное кирпичное культовое сооружение с окнами и дверями. В народе это место считалось "нечистым". 10-12 лет назад сооружение стали разбирать на кирпичи. Когда была разобрана стена, произошел оползень, которой завалил все сооружение. По-видимому, это и была церковь Иоанна Предтечи (над пещерами).

С ведома и разрешения Московской археологической экспедиции были начаты раскопки в пещере и на месте бывшей церкви Иоанна Предтечи. В результате проведенной работы удалось выяснить:

Берлюковский монастырь находился в 10 км северное станции Монино Ярославского направления, В 1.5 км южнее села Громково, на сев. околице дер. Авдотьино. В зданиях монастыря расположен санаторий.

Существовала каменная баня близ р.Вори, в которую был устроен ход из монастыря под западной башней, построенной ок. 1828 года (это из описания Иеромонаха Нила)-прим мое.

Западнее IV башни находится отстойник, от которого коллектор сточных вод уходит к р.Воре.

В настоящее время над пещерой находится кладбище. Одна из могил провалилась в пещеру в конце "Могильного хода". Рядом со входом в пещеру - котлован прямоугольной формы. Здесь находилась церковь Иоанна Предтечи.

Ход Б и грот Надежда соединялись с церковью. По всей вероятности, Грот Надежда был соединен с алтарной частью.

Обнаруженные в контрольных шурфах остатки керамических глазурованных изнутри труб, по-видимому, служили для дренажа, уровень грунтовых вод в ходу довольно высок.

Кладка стен в Центральном ходу выполнена из половинок кирпича, размер - 12x24x7.5см, датировка (определена В.Плужниковым - Охрана памятников) начало-середина XVIII века.

СЛОВО ЖУРНАЛИСТАМ ИЗ ИНТЕРНЕТА

"Парламентская газета" № 818 за 10/5/01
Рубрика:
 Святыни земли русской
Автор:    Александр ЛИНЬКОВ.
Обитель ждет спасителя

Один из самых почитаемых православных храмов служит местом призрения для душевнобольных. Верующие надеются вернуть его в лоно Церкви.

На одном из своих участков, где-то за три десятка километров от столицы, Щелковское шоссе, проходящее здесь в окружении вековых еловых лесов, начинает плавно изгибаться влево и одновременно спускаться с небольшой возвышенности. И вот в самом ее низу короткая вспышка света: дорога пролегает по мосту через речушку Воря. Увы, за считанные секунды мало кто из мчащихся здесь на машинах людей успевает увидеть огромную колокольню, что возвышается на крутом берегу реки. Ну а те, кто полюбознательнее, через сотню-другую метров сворачивают направо и через пару минут останавливаются в изумлении.

...Как-то по весне начала 90-х годов уже прошлого века я пригласил отца Глеба Якунина, тогда народного депутата и не вдрызг разругавшегося священнослужителя с иерархами РПЦ, посмотреть на Николо-Берлюковскую пустынь, что находится неподалеку от подмосковного Ногинска. За компанию взяли и атташе по культуре посольства одной западной страны. Дипломат за годы своей службы, колеся по разным государствам, повидал немало любопытного, но вот когда мы остановились у ворот монастыря и глянули на его колокольню, то изумлению иностранца не было предела. Он, пораженный мощью и красотой увиденного, молча развел руками, чуть слышно обронив: "Нет слов, я поражен..."

А изумляться есть от чего. Перед глазами предстает богатейший архитектурный ансамбль, воедино и гармонично слитый с природной красотой местности. И не устаешь удивляться великому умению наших предков создавать такие шедевры.

Сама же история Николо-Берлюковской пустыни берет начало в XVII веке. По преданиям, здешняя местность пользовалась дурной славой. Особенно среди купцов, которые с товарами направлялись по Стромынскому тракту из Владимира в Первопрестольную и обратно. Непроходимый лес плотной стеной окружал дорогу. И селилось в нем не только различное зверье. Облюбовали сию глухомань и лихие люди. Особо прославился разбойник по прозвищу Берлюк, который не упускал случая пограбить купчишек. Между тем Берлюк - личность историческая, не выдуманная. О его судьбе в народе даже песня была сложена. Купцы же, подъезжая сюда, помолившись и перекрестившись, чтобы дай Бог пронесло, начинали неистово нахлестывать лошадей, стараясь как можно быстрее проскочить окаянное место.

Но вот в Смутное время появился здесь инок Варлаам и решил остановиться неподалеку от небольшого деревянного храма св. Николая. Увы, вскорости церковь постигла та же участь, что и многие другие. Многочисленные шайки поляков и литовцев сожгли тогда немало православных святынь.

Минули смутные времена, и жизнь в Берлюках стала возрождаться. Появилась каменная церковь, вокруг которой с годами возникла небольшая монастырская община. Братия вздохнула свободно. В 1764 году монастырь уже официально именовался как Николо-Берлюковская пустынь. Однако шестью годами позже ее упраздняют, а имущество передают в другую, Екатерининскую, которая располагалась поблизости. Казалось, что Берлюки канут в Лету. Да помогла счастливая случайность. Как-то митрополит Московский Платон отправился в гости к сенатору Василию Лопухину, имение которого также располагалось недалече. Любопытство подтолкнуло заехать его и в упраздненную пустынь. Увиденная неземная красота округи так поразила владыку, что он решает все здесь не только возродить, но и строить дальше. Для этого сюда из Стефано-Махришенского монастыря приглашается старец Лука. Спустя два года на его место прибывает иеромонах Иоасаф. Жизнь продолжается...

Особый размах строительства обители падает на XIX век. Строятся надвратная церковь во имя св. Василия Великого и храм Всех Святых. В 1840 году закладывается храм Христа Спасителя. Кстати, освящение начала работ делал св. Филарет, тот самый, который более чем тридцатью годами позже освятил закладку одноименного столичного храма. Да и архитектурно оба они похожи, хотя тот, что в пустыни, куда меньшего размера, но так же красив и величественен. Не уступает ему в этом и храм св. Иоанна Крестителя и Предтечи Господня. Его построили над пещерой иеросхимонаха Макария, одного из самых чтимых старцев обители. Последнее грандиозное строительство приходится на конец XIX века. Известный зодчий А.С. Каминский предложил оригинальный проект колокольни. По своим размерам, высоте она только чуть уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Освященный в 1896-м, этот шедевр как бы поставил точку в архитектурном оформлении ансамбля Николо-Берлюковской пустыни.

Не только своей архитектурой была известна обитель. В 1829 году свершилось здесь обретение иконы "Лобзание Христа Спасителя Иудой предателем". Вот как объясняет история ее появление здесь. Как-то в монастырь пришла женщина с сильным недугом. Она-то и рассказала, что видела сон: помолившись перед иконой, на которой отображено предательство Иуды, сразу испытала облегчение. "Нет у нас такой иконы", - ответили ей монахи после того, как внимательно осмотрели все церкви. Больная же настаивала на своем. Услышал об удивительном сне монастырский пекарь и вспомнил, что на деревянном круге, которым он закрывает квашню, просматриваются какие-то еле видимые лики. Пошла братия, очистила дерево, обмыла чистой водой - и явилась тогда всем икона, которая прославилась затем как чудотворная.

Так "Лобзание Христа Спасителя Иудой предателем" стала главной святыней монастыря, и потянулись к ней многочисленные паломники. Пользовались всеобщим вниманием и другие иконы. Это -  Вседержателя с припавшими к нему в молении митрополитом Филиппом и патриархом Никоном; чудотворный образ Курской Знаменской иконы Божией Матери, а также Боголюбской Богоматери с девятью святыми. И шел, и шел к ним народ в немалом количестве. О монастыре было широко известно не только в округе. В Первопрестольной москвичи также были наслышаны и немало из них старались посетить обитель.

В 1917 году в истории пустыни была перевернута очередная страница - трагическая. Ее постигла та же участь, что и большинство храмов, монастырей, - она была закрыта. Коей остается до сих пор. "Почему, - спросит иной читатель, - ведь сейчас нет особых проблем с передачей церковных зданий Патриархии?" А вся сложность в том, что десятки лет назад на территории обители, огороженной мощной, высокой стеной, разместили психбольницу. При этом специфическую - лечат здесь не просто психов, а еще и с туберкулезом, который они подхватили в местах заключения. Словом, как говорится, - контингент не из простых. И когда мы с отцом Глебом - а нас любезно пропустили вовнутрь монастырских стен, чтобы мы смогли полюбоваться тамошней, пусть и поблекшей красотой храмов, - беседовали с врачами, то те говорили: "Да, можно отдавать все это богатство Православной церкви. Но куда девать десятки обездоленных, больных людей?"

Поэтому разговоры о передаче затевались не раз. Медики на встречах выдвигали главное условие - прежде всего постройте для нас здание больницы с учетом лечащихся здесь больных. Только после этого возможна какая-либо передача всего монастырского ансамбля.

Так до сих пор судьба Николо-Берлюковской пустыни и находится в подвешенном состоянии. Тем не менее ценности ее сохранились, а главную из них - икону "Лобзание Христа Спасителя Иудой предателем" можно увидеть собственными глазами.

Находится она в расположенном неподалеку селе Воскресенском - в храме Покрова Пресвятой Богородицы. В тот раз, когда мы приехали сюда, настоятель церкви протоиерей Борис любезно встретил нас, показал убранство храма и, естественно, чудотворную икону из обители. Есть здесь другие святыни. Например, икона целителя Пантелеймона, которая написана на кипарисовой доске монахами Свято-Пантелеймонова монастыря на святой горе Афон. В Россию же она была привезена в конце позапрошлого века. И еще - перед этим образом висит лампада, изготовленная в память о короновании императора Николая II.

Но и это не все - в десятке шагов от Покровской церкви стоит другая - во имя Вознесения Господня. А достопримечательность ее в том, что возведена она была по указу Петра I в 1706 году. Мастеровые тогда собрали ее полностью из дерева, не применив при этом не единого гвоздя. Сотни лет, конечно, сделали свое дело, храму нужна не просто серьезная реставрация, а его восстановление. И все это уже ведется. Более того, по технологиям ХVII - ХVIII веков.

Но как и что - это уже другая история. Сегодня мы говорим о том, что, может быть, и Николо-Берлюковская пустынь также дождется своих мастеровых, когда после их золотых рук засияет обитель своей первозданной красотой.

СЛОВО АРХИТЕКТОРАМ ИЗ ИНТЕРНЕТА

О реконструкции Немецкого рынка
Н.Е.Гиговская, кандидат архитектуры

Немецкая слобода находится в центральной части бывшего Бауманского района. Она возникла во времена Иоанна Грозного, а расцвет ее приходится на период царствования Петра I. С тех пор до нас дошли Лефортовский дворец и домик Анны Монс. Хорошо сохранилась застройка конца XVIII - начала XIX века - жилые дома московского купечества по четной стороне Бауманской улицы и на территории бывшего Немецкого рынка.НИиПИ Генплана Москвы разработана «Концепция реконструкции кварталов Немецкой слободы». По его заказу было выполнено проектное предложение по реконструкции Немецкого рынка (авторы - архитекторы Н.Е.Гиговская и М.В.Жевайкина). Немецкий рынок просуществовал до конца 1950-х годов. Он занимал внутреннее пространство периметральной застройки вдоль улиц Энгельса (бывшая Ирининская) и Ладожской, а с третьей стороны ограничивался Волховским переулком. Это участок треугольной формы, площадью около гектара. 

 

В 1914 году на пересечении Ладожской и Ирининской улиц по проекту архитектора И.Мейснера была построена небольшая часовня Николо-Берлюковской пустыни, называвшаяся в народе Ладожской. Она фиксировала пересечение улиц и хорошо замыкала визуальную перспективу со стороны Немецкой (ныне Бауманской) улицы. Прямоугольный объем часовни завершался одним рядом закомар, рисунок которых поверху повторялся наличниками окон. Навес над входом покоился на двух столбах. Высокий барабан с пилястрами и небольшой изящный купол придавали сооружению стройность. Часовня просуществовала недолго - она была разрушена в 1928 году. Проектом реконструкции предусматривается восстановление часовни на сохранившемся фундаменте, после чего она возглавит ансамбль нового многофункционального комплекса.

|Design by Lesebuecher 2002| Last modified: 28.10.02 23:32|

Сайт управляется системой uCoz