|
В поисках реки
Голедянки |
|
![]() |
![]() |
. : [ HOME ] [ О РЕКЕ ] [ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ] [ КАРТЫ ] [ РАЗНОЕ ] [ ДАЧА ] [ ГОСТЕВАЯ ] [ ФОРУМ ] [ ССЫЛКИ ] [ КАРТА САЙТА ] : . |
![]() |
![]() |
![]() |
ЧТО ИЗВЕСТНО О НИКОЛО-БЕРЛЮКОВСКОЙ ПУСТЫНИ |
Много раз, совершая поездки на дачу по Чкаловскому шоссе, я проезжал по узенькому мосту, перекинутому через реку Воря. И всякий раз обращал внимание на возвышающуюся над лесом многоярусную колокольню, расположившуюся на высоком берегу той самой реки. Что это за церковь такая, задавался я вопросом. Человеческая память достаточно хитрая штука, и поэтому я снова вспоминал об этом только когда опять оказывался возле моста. Но в один прекрасный момент я вспомнил о мучавшем меня вопросе, когда сидел за компьютером. То, что мне удалось узнать, я предлагаю вашему вниманию... |
|
|
СЛОВО ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ ИЗ ИНТЕРНЕТА |
СЛОВО ИСКАТЕЛЯМ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ИЗ ИНТЕРНЕТА |
Пещера Берлюка (в 18в от Загорска)Московским комсомолец, 3.07.70. И.Кафаров (краевед)
ГКС Москва 1967г. Источники: "Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни", составленный иеромонахом Нилом в 1875 году и опрос местных жителей: В 40 верстах северо-восточное Москвы и в 18в от Загорска, на возвышенном и живописном левом берегу р.Вори, впадающей в Клязьму, находится Берлюковская пустынь. Предание: старец Варлаам пришел сюда около 1606г., и с ним две Старицы -Евдокия и Ульяна, все они пришли из Успенского Пречистенского девичего монастыря после разорения оного поляками. Местность по берегам Вори была в то время дика и малонаселена. Кроме них пришли и другие сестры приверженицы Евдокии (игуменьи) и Ульяны (казначея). Варлаам соорудил деревянную часовню, поставил в нее принесенную старицами древнюю икону Святителя Николая. В первые годы воцарения Михаила был выстроен вместо часовни каменный храм. Место погребения старца неизвестно. Потом появился некто Берлюк, беглый мужик, и стал промышлять разбоем. Одно из его преступлений было раскрыто, и Берлюк был схвачен и отправлен в Москву. Какой-то мальчик-торговец, то ли блинник, то ли калачник сумел приобрести его расположение, и пообещав устроить побег, узнал о сокровищах зарытых в пещере. Молодой человек с братьями, прикинувшись сборщиками лечебник трав, пришли к пещере, ночью выкопали клад и исчезли. Бежать Берлюку не удалось. Второпях кладоискатели обронили множество мелких денег, на утро найденных поселянами. Пустынь то хирела, то расцветала, но особенного оживления там не наступало. Кроме того, одно время монахи монастыря страдали ересью (в нач. XVIIIв.). Старец Макарий, овдовев, был отпущен на волю из крепостных и в 1828 году поступил в Берлюковскую пустынь. В 1829 году был пострижен с именем Афанасий, а в 1841 году принял схиму и был назван своим прежним именем - Макарий. В часы, свободные от богослужений, копал пещеру в горе. Почва была железистая, твердая. Землю выносил на руках, не имея необходимого на то орудия. Внутри пещеры он вырыл колодец. Во время настоятельства о.Иосифа (1869-1865) пещерные ходы были расширены и наверху выстроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи, весьма сырая, давящая пещеры, и по сырости и отдаленности от монастыря остающаяся без службы. Старец схимонах Макарий скончался 1 апреля 1847 года. Далее следует текст автора исторической справки из ГКС. Кроме предание о Берлюке В.Пронюком получены сведения у старожилов о том, что около трансформаторной будки была еще одна пещера, которая уходила под монастырь и имела протяженность 40-50 метров, далее ходов по было. Били ли они завалены или не существовали совсем - неизвестно. Эта пещера была завалена лет 8-1О назад. (Возможно, что это и есть остатки бывшего хода из бани к Западной башне) На месте котлована рядом со входом в пещеру находилось одноэтажное кирпичное культовое сооружение с окнами и дверями. В народе это место считалось "нечистым". 10-12 лет назад сооружение стали разбирать на кирпичи. Когда была разобрана стена, произошел оползень, которой завалил все сооружение. По-видимому, это и была церковь Иоанна Предтечи (над пещерами). С ведома и разрешения Московской археологической экспедиции были начаты раскопки в пещере и на месте бывшей церкви Иоанна Предтечи. В результате проведенной работы удалось выяснить: Берлюковский монастырь находился в 10 км северное станции Монино Ярославского направления, В 1.5 км южнее села Громково, на сев. околице дер. Авдотьино. В зданиях монастыря расположен санаторий. Существовала каменная баня близ р.Вори, в которую был устроен ход из монастыря под западной башней, построенной ок. 1828 года (это из описания Иеромонаха Нила)-прим мое. Западнее IV башни находится отстойник, от которого коллектор сточных вод уходит к р.Воре. В настоящее время над пещерой находится кладбище. Одна из могил провалилась в пещеру в конце "Могильного хода". Рядом со входом в пещеру - котлован прямоугольной формы. Здесь находилась церковь Иоанна Предтечи. Ход Б и грот Надежда соединялись с церковью. По всей вероятности, Грот Надежда был соединен с алтарной частью. Обнаруженные в контрольных шурфах остатки керамических глазурованных изнутри труб, по-видимому, служили для дренажа, уровень грунтовых вод в ходу довольно высок. Кладка стен в Центральном ходу выполнена из половинок кирпича, размер - 12x24x7.5см, датировка (определена В.Плужниковым - Охрана памятников) начало-середина XVIII века. |
СЛОВО ЖУРНАЛИСТАМ ИЗ ИНТЕРНЕТА |
"Парламентская газета" № 818 за 10/5/01Рубрика: Святыни земли русской Автор: Александр ЛИНЬКОВ. Обитель ждет спасителя Один из самых почитаемых православных храмов служит местом призрения для душевнобольных. Верующие надеются вернуть его в лоно Церкви. На одном из своих участков, где-то за три десятка километров от столицы, Щелковское шоссе, проходящее здесь в окружении вековых еловых лесов, начинает плавно изгибаться влево и одновременно спускаться с небольшой возвышенности. И вот в самом ее низу короткая вспышка света: дорога пролегает по мосту через речушку Воря. Увы, за считанные секунды мало кто из мчащихся здесь на машинах людей успевает увидеть огромную колокольню, что возвышается на крутом берегу реки. Ну а те, кто полюбознательнее, через сотню-другую метров сворачивают направо и через пару минут останавливаются в изумлении. ...Как-то по весне начала 90-х годов уже прошлого века я пригласил отца Глеба Якунина, тогда народного депутата и не вдрызг разругавшегося священнослужителя с иерархами РПЦ, посмотреть на Николо-Берлюковскую пустынь, что находится неподалеку от подмосковного Ногинска. За компанию взяли и атташе по культуре посольства одной западной страны. Дипломат за годы своей службы, колеся по разным государствам, повидал немало любопытного, но вот когда мы остановились у ворот монастыря и глянули на его колокольню, то изумлению иностранца не было предела. Он, пораженный мощью и красотой увиденного, молча развел руками, чуть слышно обронив: "Нет слов, я поражен..." А изумляться есть от чего. Перед глазами предстает богатейший архитектурный ансамбль, воедино и гармонично слитый с природной красотой местности. И не устаешь удивляться великому умению наших предков создавать такие шедевры. Сама же история Николо-Берлюковской пустыни берет начало в XVII веке. По преданиям, здешняя местность пользовалась дурной славой. Особенно среди купцов, которые с товарами направлялись по Стромынскому тракту из Владимира в Первопрестольную и обратно. Непроходимый лес плотной стеной окружал дорогу. И селилось в нем не только различное зверье. Облюбовали сию глухомань и лихие люди. Особо прославился разбойник по прозвищу Берлюк, который не упускал случая пограбить купчишек. Между тем Берлюк - личность историческая, не выдуманная. О его судьбе в народе даже песня была сложена. Купцы же, подъезжая сюда, помолившись и перекрестившись, чтобы дай Бог пронесло, начинали неистово нахлестывать лошадей, стараясь как можно быстрее проскочить окаянное место. Но вот в Смутное время появился здесь инок Варлаам и решил остановиться неподалеку от небольшого деревянного храма св. Николая. Увы, вскорости церковь постигла та же участь, что и многие другие. Многочисленные шайки поляков и литовцев сожгли тогда немало православных святынь. Минули смутные времена, и жизнь в Берлюках стала возрождаться. Появилась каменная церковь, вокруг которой с годами возникла небольшая монастырская община. Братия вздохнула свободно. В 1764 году монастырь уже официально именовался как Николо-Берлюковская пустынь. Однако шестью годами позже ее упраздняют, а имущество передают в другую, Екатерининскую, которая располагалась поблизости. Казалось, что Берлюки канут в Лету. Да помогла счастливая случайность. Как-то митрополит Московский Платон отправился в гости к сенатору Василию Лопухину, имение которого также располагалось недалече. Любопытство подтолкнуло заехать его и в упраздненную пустынь. Увиденная неземная красота округи так поразила владыку, что он решает все здесь не только возродить, но и строить дальше. Для этого сюда из Стефано-Махришенского монастыря приглашается старец Лука. Спустя два года на его место прибывает иеромонах Иоасаф. Жизнь продолжается... Особый размах строительства обители падает на XIX век. Строятся надвратная церковь во имя св. Василия Великого и храм Всех Святых. В 1840 году закладывается храм Христа Спасителя. Кстати, освящение начала работ делал св. Филарет, тот самый, который более чем тридцатью годами позже освятил закладку одноименного столичного храма. Да и архитектурно оба они похожи, хотя тот, что в пустыни, куда меньшего размера, но так же красив и величественен. Не уступает ему в этом и храм св. Иоанна Крестителя и Предтечи Господня. Его построили над пещерой иеросхимонаха Макария, одного из самых чтимых старцев обители. Последнее грандиозное строительство приходится на конец XIX века. Известный зодчий А.С. Каминский предложил оригинальный проект колокольни. По своим размерам, высоте она только чуть уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Освященный в 1896-м, этот шедевр как бы поставил точку в архитектурном оформлении ансамбля Николо-Берлюковской пустыни. Не только своей архитектурой была известна обитель. В 1829 году свершилось здесь обретение иконы "Лобзание Христа Спасителя Иудой предателем". Вот как объясняет история ее появление здесь. Как-то в монастырь пришла женщина с сильным недугом. Она-то и рассказала, что видела сон: помолившись перед иконой, на которой отображено предательство Иуды, сразу испытала облегчение. "Нет у нас такой иконы", - ответили ей монахи после того, как внимательно осмотрели все церкви. Больная же настаивала на своем. Услышал об удивительном сне монастырский пекарь и вспомнил, что на деревянном круге, которым он закрывает квашню, просматриваются какие-то еле видимые лики. Пошла братия, очистила дерево, обмыла чистой водой - и явилась тогда всем икона, которая прославилась затем как чудотворная. Так "Лобзание Христа Спасителя Иудой предателем" стала главной святыней монастыря, и потянулись к ней многочисленные паломники. Пользовались всеобщим вниманием и другие иконы. Это - Вседержателя с припавшими к нему в молении митрополитом Филиппом и патриархом Никоном; чудотворный образ Курской Знаменской иконы Божией Матери, а также Боголюбской Богоматери с девятью святыми. И шел, и шел к ним народ в немалом количестве. О монастыре было широко известно не только в округе. В Первопрестольной москвичи также были наслышаны и немало из них старались посетить обитель. В 1917 году в истории пустыни была перевернута очередная страница - трагическая. Ее постигла та же участь, что и большинство храмов, монастырей, - она была закрыта. Коей остается до сих пор. "Почему, - спросит иной читатель, - ведь сейчас нет особых проблем с передачей церковных зданий Патриархии?" А вся сложность в том, что десятки лет назад на территории обители, огороженной мощной, высокой стеной, разместили психбольницу. При этом специфическую - лечат здесь не просто психов, а еще и с туберкулезом, который они подхватили в местах заключения. Словом, как говорится, - контингент не из простых. И когда мы с отцом Глебом - а нас любезно пропустили вовнутрь монастырских стен, чтобы мы смогли полюбоваться тамошней, пусть и поблекшей красотой храмов, - беседовали с врачами, то те говорили: "Да, можно отдавать все это богатство Православной церкви. Но куда девать десятки обездоленных, больных людей?" Поэтому разговоры о передаче затевались не раз. Медики на встречах выдвигали главное условие - прежде всего постройте для нас здание больницы с учетом лечащихся здесь больных. Только после этого возможна какая-либо передача всего монастырского ансамбля. Так до сих пор судьба Николо-Берлюковской пустыни и находится в подвешенном состоянии. Тем не менее ценности ее сохранились, а главную из них - икону "Лобзание Христа Спасителя Иудой предателем" можно увидеть собственными глазами. Находится она в расположенном неподалеку селе Воскресенском - в храме Покрова Пресвятой Богородицы. В тот раз, когда мы приехали сюда, настоятель церкви протоиерей Борис любезно встретил нас, показал убранство храма и, естественно, чудотворную икону из обители. Есть здесь другие святыни. Например, икона целителя Пантелеймона, которая написана на кипарисовой доске монахами Свято-Пантелеймонова монастыря на святой горе Афон. В Россию же она была привезена в конце позапрошлого века. И еще - перед этим образом висит лампада, изготовленная в память о короновании императора Николая II. Но и это не все - в десятке шагов от Покровской церкви стоит другая - во имя Вознесения Господня. А достопримечательность ее в том, что возведена она была по указу Петра I в 1706 году. Мастеровые тогда собрали ее полностью из дерева, не применив при этом не единого гвоздя. Сотни лет, конечно, сделали свое дело, храму нужна не просто серьезная реставрация, а его восстановление. И все это уже ведется. Более того, по технологиям ХVII - ХVIII веков. Но как и что - это уже другая история. Сегодня мы говорим о том, что, может быть, и Николо-Берлюковская пустынь также дождется своих мастеровых, когда после их золотых рук засияет обитель своей первозданной красотой. |
СЛОВО АРХИТЕКТОРАМ ИЗ ИНТЕРНЕТА |
О реконструкции
Немецкого рынка
В 1914 году на пересечении Ладожской и Ирининской улиц по проекту архитектора И.Мейснера была построена небольшая часовня Николо-Берлюковской пустыни, называвшаяся в народе Ладожской. Она фиксировала пересечение улиц и хорошо замыкала визуальную перспективу со стороны Немецкой (ныне Бауманской) улицы. Прямоугольный объем часовни завершался одним рядом закомар, рисунок которых поверху повторялся наличниками окон. Навес над входом покоился на двух столбах. Высокий барабан с пилястрами и небольшой изящный купол придавали сооружению стройность. Часовня просуществовала недолго - она была разрушена в 1928 году. Проектом реконструкции предусматривается восстановление часовни на сохранившемся фундаменте, после чего она возглавит ансамбль нового многофункционального комплекса. |
|| | |